• Тульская область, п. Одоев,
    улица Карла Маркса, д. 54
  • +7 (48736) 4-13-49
      odoevgazeta@tularegion.org
 
Богоявленская (Сергиевская) церковь  и её настоятели 14.04.2018 09:29:00

Богоявленская (Сергиевская) церковь и её настоятели

Стоит, «красуясь» развалинами в центре Одоева  церковь... Многие надеются, что когда-нибудь пройдёт в её стенах праздничная служба, зазвонят колокола. А сегодня, благодаря Юрию Николаевичу Никольскому, давайте вспомним её богатую историю.

До 1794 года церковь была деревянная и стояла в старом центре города между Преображенской церковью и зданием Уездного Казначейства. В 1896 г. на этом месте ещё стоял каменный столб с чугунным крестом...
Церковь отсутствовала на конфирмованном (утверждённом – прим. редакции) плане Одоева в 1779 году и сильно обветшала, поэтому Преосвященный Амвросий, епископ Крутицкий, распорядился церковь упразднить, а вместо неё приходской церковью сделать Воскресенский собор. Этим были недовольны прихожане обеих церквей, которые обратились к Амвросию с просьбой оставить всё без изменения. Просьба была удовлетворена и всё осталось по-прежнему.

В 1790 г. новый Преосвященный Афанасий распорядился ветхую Богоявленскую церковь снести, а утварь и материал вместе с причтом передать в Преображенскую церковь. Прихожане просили разрешить им построить вместо снесённой новую церковь, но получили отказ. Вместо этого им разрешили устроить при Спасской (Кладбищенской) церкви придел во имя Сергия Радонежского чудотворца, бывший ранее при Богоявленской церкви
.
Несмотря на это, одоевский купец и церковный староста Кирилл Скоробогатов в 1792 г. обратился в Одоевский Городской магистрат и главе от Тульского Наместнического правления с просьбой ходатайствовать перед Преосвященным о разрешении вместо ветхой Богоявленской церкви построить каменную на Хлебной площади под тем же названием и с прежними приделами во имя Сергия Радонежского Чудотворца и святых безсеребренников Казьмы и Демиана. Это ходатайство поддержал и тульский губернатор Андрей Иванович Лопухин.  
После долгих согласований и повторных ходатайств разрешение было получено. Местные власти отвели землю под храм и дома священно-церковнослужителей. После получения храмозданной грамоты на Хлебной площади Одоева началось строительство храма.  Самое деятельное участие в строительстве принимал одоевский купец Алексей Иванович Серебренников.

В 1804-м были готовы только два придела, которые были освящены в том же году Преображенским священником Михаилом Ивановичем Щепетевым. Священником в новый храм был назначен  Александр Тимофеев (1740 г.р.), который служил там до 1818 года. Жил он в собственном доме на Градской земле с сыновьями Ефимом (присяжным Одоевского казначейства) и Андреем (дьячком с Погорелова Белёвского округа).  После отставки в 78 лет числился при церкви и получал 50% от дохода священника.     
               
В 1819-м храм был полностью отстроен, но без колокольни. 28 февраля 1819 года в священники храма был посвящён Щеглов Прохор Фёдорович (1796 – 1878 гг.). В том же году он построил дом на церковной земле (теперь д. №10 по ул. Ленина).
Родился П.Ф. Щеглов в с. Ильинское (Жемчужниково) Одоевского уезда в семье священника. В 1819 г. окончил Тульскую духовную семинарию по 1-му разряду.
Кроме непосредственно церковных обязанностей вёл большую общественную работу: был депутатом от духовенства по г.Одоеву, благочинным, сотрудником Попечительства о бедных, цензором проповедей, членом тюремного и оспенного Комитетов, членом Комитета общественного здравия, членом Училищного совета. В 1850 г. получил сан протоиерея Богоявленской церкви.

За отлично-усердную службу в 1860 г. Указом императора Александра II был награждён орденом св. Анны 3-й ст., в 1858-м за подготовку ополчения в Крымскую войну - бронзовым крестом на Владимирской ленте, а в 1862-м -  золотым крестом.  Имел большую библиотеку на разных языках. Воспитал 11 детей. В 1866 г. ушёл в отставку. Должность передал сыну Николаю. 

В 1847 году при церкви была построена каменная колокольня.  На ней имелось семь колоколов, самый большой из которых весом в 230 пудов, был пожертвован одоевским купцом Михаилом Алексеевичем Толстиковым.
В 1866 году в священники Богоявленской церкви вместо отца был посвящён Щеглов Николай Прохорович (1840 - 1907 гг.).  

Родился он в г. Одоеве в семье священника (протоиерея Богоявленской церкви). В 1862-м окончил Тульскую духовную семинарию по 1-му разряду. Был назначен Наставником Стрелецкого церковно-приходского училища в Одоеве, а в 1866 г. посвящён в священники Богоявленской церкви. Одновременно с церковной службой выполнял и общественную работу. Служил законоучителем в Одоевском городском приходском училище и в Одоевском Образцовом училище, уездным уполномоченным по духовным училищным делам, депутатом от духовенства по гражданским делам, заведующим Стрелецкой церковно-приходской школой, членом Одоевского отделения Тульского Епархиального училищного совета, казначеем училищного совета. Имел много церковных наград и поощрений по службе.   Скончался в 1907 году.  

Воспитал восьмерых детей. Отличался передовыми взглядами. Вопреки сложившимся традициям дал сыновьям светское образование в Московском университете (врач и работник банка). Дочери окончили епархиальные училища и работали учителями, а позже в Министерстве лёгкой промышленности в Москве.
В 1884 г. стараниями церковного старосты купеческого сына Сергея Ивановича Серебренникова было произведено переустройство трапезной, церковных приделов, устройство новых иконостасов. В результате церковь была приведена в такое цветущее состояние, что стала считаться одной из самых лучших церквей города Одоева.

На начало XX века наилучшими по ценности окладов в Богоявленской церкви были следующие иконы: местный образ Богоявления Господня, на котором серебряная риза 84 пробы весом 16 фунтов и 8 золотников; Образ Смоленской Божьей Матери с ризой в 16 фунтов и 60 золотников; Образ святого Сергия Радонежского Чудотворца в серебряной ризе, весом 12 фунтов и 87 золотников. Всего серебра на иконах и утвари при этой церкви насчитывалось около двух пудов.

В январе 1908 года в священники Богоявленской церкви Преосвященным Лаврентием епископом Тульским и Белёвским был посвящён Тихоновский Василий Семёнович (1880 – 1938 гг.).  

Родился В.С. Тихоновский в с. Зайцево Белёвского уезда Тульской губернии в семье псаломщика. В 1904-м окончил Тульскую духовную семинарию по 2-му разряду. До назначения в Одоев служил псаломщиком в с. Раево Чернского уезда, учителем в с. Окороково Одоевского уезда, псаломщиком кладбищенской церкви в Туле. В Одоеве кроме церковной службы выполнял обязанности заведующего и законоучителя Стрелецкой школы, члена-делопроизводителя и казначея Одоевского отделения Тульского Епархиального училищного совета. В 1921 году по прошению Преосвященного Ювеналия епископа Тульского и Белевского перемещён священником в с. Никольское-Жупань Одоевского уезда. Псаломщиком Богоявленской церкви в это время служил Соколов Павел Дмитриевич.

На Хлебной площади, на которой стоял храм, проходили многие события. Каждую неделю, а иногда и по два раза проходили торги (базары). Торговали в торговых рядах, которые были пристроены к церкви и сдавались в аренду купцам, с полков, возов, переносных лотков и с рук на так называемой «толкучке».  Особенно бойкая торговля шла на ежегодной Сергиевской ярмарке (8 октября), на которую съезжались люди не только из окрестных сёл, но и из других уездов и городов.
Кроме торговли на ярмарке устраивались различные увеселения: балаганы, карусели, приезжали цыгане с учёными медведями и т.д.

При советской власти на площади проходили митинги в дни революционных праздников, траурные митинги в связи с похоронами погибших от рук бандитов борцов за советскую власть и активистов в период коллективизации. Одно время за церковью была их братская могила.

Западная часть площади «помнит», как с неё в Первую мировую и Гражданскую войны отправлялись на фронт мобилизованные в армию жители Одоева и уезда от дома Воинского начальника (военкомата), который стоит там до сего времени.
В период страшного голода в 1921–1922 годах правительством страны было принято решение изъять в церквах часть ценностей, чтобы закупить на них продукты и хлеб за границей. 

31 марта 1922-го Агитотделом Тульского Губкома во все уезды губернии был выслан циркуляр, в котором сообщалось: «Компания по изъятию церковных ценностей приобретает весьма серьёзное политическое значение. На усиление агитации контрреволюции мы должны развернуть бешеную контрагитацию среди беспартийных масс за изъятие церковных ценностей. Предлагаются следующие методы агитации: …».

Далее следуют рекомендации из 12 пунктов. Подчёркивается, что при этом необходимо соблюдать тактичность, выдержанность, непреклонную твёрдость. Ни в коем случае недопустимы угрозы, резкие действия, критика высшего духовенства и т.п.  Призывать людей проявлять долг человеколюбия и стремиться убедить верующих трудящихся в искренности и необходимости принимать участие в работе комиссии по изъятию ценностей.

Руководство на местах, как это часто бывало, вместо агитации стало применять жёсткие меры.

Вот как это происходило в Одоеве (С.Гусев «Тайны тульских улиц» -  Тула 2013. Т.4, стр. 52):«Задурил было народ в Одоеве, где большинство населения категорически отказывалось подчиняться «насилию власти». А та ответила хитростью. Второго апреля на площади собрали большой митинг из надёжных людей, в котором участвовало около пятисот человек (фактически 100-150)… Те абсолютным большинством проголосовали за изъятие. Нашлись, правда, три смельчака, поднявших руки против.  Прикрываясь решением митинга, изъятие провели революционными темпами – в один день и без всякого сопротивления. Поработали с перевыполнением. Планировали собрать двенадцать пудов серебра, а вышло четырнадцать. Да ещё саботажников арестовали для отчёта – иеромонаха дьякона и кое-кого из церковного состава Богоявленской (Сергиевской) церкви».  Среди арестованных оказался и П.Д. Соколов.

В сентябре 1922 года по ходатайству прихожан священник В.С. Тихоновский был возвращён в Богоявленскую церковь. Но служить ему пришлось недолго. Начались притеснения. Священников облагали неподъёмными налогами, которые ежегодно прогрессивно увеличивались. Семья из восьми человек бедствовала. В доме ничего не было, ели из глиняных мисок деревянными ложками, ходили в поношенной одежде.

Когда в Одоеве начал работать сушильный завод, церковь закрыли, а её помещения стали использовать под заводской склад.

В декабре 1937 года В.С. Тихоновский по сфабрикованному доносу был обвинён в антисоветской агитации и по решению «тройки» при УНКВД  8 января 1938-м был расстрелян. В 1962 году по протесту прокуратуры был реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления. Одновременно с отцом был арестован и сын Николай Тихоновский, работавший в Одоевском доме культуры художником и музыкантом духового оркестра. Умер в Магаданской области.

После Великой Отечественной войны сожжённые цеха сушильного завода были восстановлены, а после создания на его базе Одоевского консервного завода в помещениях церкви располагался один из цехов.  Последние десятилетия помещения церкви не использовались, а здание постепенно превращалось в руины, «красуясь» в центре благоустраивающегося посёлка как немой укор существующему порядку.

На этом закончился первый этап существования некогда красивейшего, по воспоминаниям современников, Богоявленского (Сергиевского) храма в Одоеве.  Будем надеяться, что наступит и новый этап – возрождение. Предпосылки к этому есть. 

Юрий НИКОЛЬСКИЙ.


Возврат к списку

Написать в редакцию