• Тульская область, п. Одоев,
    улица Карла Маркса, д. 54
  • +7 (48736) 4-13-49
      odoevgazeta@tularegion.org
 
Работники невидимого фронта 16.03.2018 08:44:00

Работники невидимого фронта

Именно так можно назвать архивистов. Не собираюсь развеивать существующий миф о том, что в «архиве делать нечего», а просто хочу рассказать о районном архиве и его сотрудниках, тем более есть повод – столетие государственной архивной службы  России. 

Государственный архив Одоевского района, со слов старейшего работника архива, образован в 1940 году, комплектовался документами государственных и исполнительных органов власти, самый ранний из них датирован 1935 годом. Помещение архива находилось на ул. К.Маркса, напротив хлебного магазина, около здания Госстраха – сейчас это здание №59. 

С 1950 года архив располагался в здании милиции (теперь это помещение БТИ по ул. К.Маркса, д.31), поскольку находился в ведомственном подчинении Народного комиссариата внутренних дел СССР. 

С 1960 года государственный архив входил в структуру исполнительного комитета Одоевского районного Совета депутатов трудящихся и располагался в здании исполкома в доме №41 по ул. К.Маркса. 

В 1949 году архивом заведовал А.А. Захаров – к сожалению, в документах указаны только инициалы. С января 1950 года по январь 1951-го архив возглавляла Александра Николаевна Фабрина. 

10 декабря 1950 года на работу пришла молодой специалист Любовь Николаевна Лазарева,  впоследствии Морозова, которая возглавила Одоевский государственный архив с 15 января 1951 года и проработала в нём до мая 1995-го. 
В среднем за год Любовью Николаевной выдавалось около 700 справок, которые печатались на пишущей машинке. Для их подготовки, да и вообще для работы в архиве, помимо знаний и навыков, требуется усидчивость, внимательность и собранность. Все эти качества  за весь 45-летний период работы  показала Любовь Николаевна.  

В 1969 году был образован колхозно-совхозный (межведомственный) архив, который комплектовался документами по личному составу колхозов и совхозов района. Архив входил в структуру районного Управления сельского хозяйства, руководила им Валентина Михайловна Колосова. 

1 февраля 1995 года на базе существующих государственного и межведомственного архивов образован архивный отдел, который вошёл в структуру администрации района. 

Отдел возглавила Анна Васильевна Мусатова, специалистом работала В.М. Колосова, а в мае 1997 года её сменила  Любовь Ивановна Тимохина.
Анна Васильевна руководила архивом 15 лет. Помимо исполнения запросов, количество которых значительно увеличилось в 2000-х годах в связи с пенсионными реформами и необходимостью оформления в собственность недвижимости, Анне Васильевне и Любови Ивановне приходилось неоднократно спасать документы от затоплений в результате прорывов труб водопровода и отопления. Кроме того, в архивохранилищах было холодно и сыро, да и находиться там было небезопасно - полы прогнили, стеллажи с документами накренились.

Остро стоял вопрос о переводе архива в помещение, отвечающее правилам хранения документов. Благодаря поддержке Вячеслава Алексеевича Косарева, Александра Николаевича Новикова, Павла Владимировича Гордеева было выделено и отремонтировано помещение в здании детского сада «Колосок», закуплены и установлены стеллажи. 

В марте 2013 года архив был переведён в здание по адресу ул. К.Маркса, д.150. Всем известна русская народная поговорка «Один переезд равен двум пожарам», поэтому спустя 5 лет хочу ещё раз сказать спасибо всем, кто помогал нам в ремонте помещений и переезде. 

При переезде не потеряли ни одного документа, но разбором и систематизацией документов пришлось заниматься долго - была нарушена целостность многих связок по причине сырости в старых архивохранилищах. Одновременно, помимо разбора документов, в «полевых условиях» приходилось исполнять запросы, не терпящие отлагательства. 

Всё это стоически выдержала Любовь Ивановна Тимохина, общий стаж её работы в архиве составляет 17 лет.

В настоящее время благодаря поддержке главы администрации Валерия Евгеньевича Крупнина условия хранения документов и условия работы специалистов соответствуют всем требованиям. 

Приоритетной задачей для нас остаётся исполнение запросов имущественных, тематических, генеалогических, социально-правового характера. Постоянно ведётся работа, на первый взгляд невидимая, как подводная часть айсберга. Это приём документов постоянного хранения от организаций – источников комплектования и документов по личному составу от ликвидируемых предприятий; проверка наличия и состояния архивных документов;  составление научно-справочного аппарата; ведение учётных документов; методическая работа с ведомственными архивами. 
В электронном виде ведётся база данных «Архивный фонд». В 2018 году планируется подключение нашего архива к централизованной системе управления архивами Тульской области с целью включения в единую систему приёма и выполнения услуг населению в электронном виде с использованием регионального портала госуслуг. 

Но по-старому нам приходится принимать огонь на себя в случае отсутствия необходимых сведений в архивных документах.

 По-человечески жаль людей, но помочь, к сожалению, ничем не можем. И поэтому, вслед за своими коллегами Л.Н. Морозовой и А.В. Мусатовой в очередной раз со страниц районной газеты призываю должностные лица надлежащим образом составлять документы и в установленные сроки передавать их на хранение в архив. Ведь в документах – судьбы людей, а наша цель – работать для них.
Поздравляю с профессиональным праздником архивистов организаций – источников комплектования нашего архива. 

Особо хочу отметить среди них Елену Николаевну Турчину, Татьяну Ивановну Ермакову, Елену Николаевну Гусеву, Елену Михайловну Макаркину, Татьяну Алексеевну Гришину, Светлану Владимировну Баранову, Елену Викторовну Юдочкину. 

Желаю всем здоровья, достойной заработной платы, профессиональных успехов!

Вера СВИСТУНОВА, начальник сектора муниципального архива администрации МО 
Одоевский район. 



Возврат к списку

Написать в редакцию