• Тульская область, п. Одоев,
    улица Карла Маркса, д. 54
  • +7 (48736) 4-13-49
      odoevgazeta@tularegion.org
 
Учитель - это образ мыслей и жизни 05.10.2018 09:03:00

Учитель - это образ мыслей и жизни

Каждого молодого человека сопровождал по жизни кто-то другой, который не только помогал ему получить необходимые знания, но и воспитать чувство ответственности и дисциплины, уважения к старшим, любви к родным и Родине, основы санитарии и гигиены и что, пожалуй, самое главное, основы нравственности. Неважно, как он назывался: «дядька», гувернёр, воспитатель, мастер, наставник, руководитель, преподаватель, педагог, просто старший товарищ и т.п., всегда это был УЧИТЕЛЬ, от которого подчас зависела дальнейшая жизнь и судьба человека. У каждого из нас на разных этапах жизни был такой учитель. Но главным был, конечно, первый школьный учитель.
Существует мнение, что хороший узкий специалист в какой-либо области часто оказывается плохим учителем, т.к. не обладает умением и терпением передать свои знания обучаемым, ибо, с его точки зрения, «здесь и так всё ясно».
Хороший учитель должен иметь широкий кругозор, терпение, тактичность, чтобы уметь донести свои  знания до сознания других.
Кто же возлагал на свои плечи эти тяжёлые обязанности? В первую очередь, учителями становились, как правило, дети священников. Во-первых, сами священники после окончания семинарии до получения сана обычно первое время работали учителями, а далее в процессе службы приобретали опыт общения с людьми. Часто они кроме Закона Божьего вели в школах уроки истории, географии, изучения языков. Во-вторых, дети священников получали хорошее образование и перенимали педагогический опыт родителей, также становясь учителями. В кругу общения и в семьях учителей стихийно возникала «учительская среда», в которую втягивались их дети и  впитывали в себя её «атмосферу».  Отсюда  возникала преемственность в выборе дальнейшего жизненного пути, возникали учительские династии.
До открытия первых народных училищ в Одоеве и Белёве в 1803 году детей учили на дому, в «школах грамоты», а то и просто в церковной сторожке или в доме дьячка или священника. Учили часто случайные люди.

Первым профессиональным учителем был Ефрем Ковалевский из дворян, направленный в  1803 году во вновь открытое училище в Одоеве после окончания им Харьковского Главного училища.

Хотя в первых училищах обучали всего два года, перечень предметов согласно училищному Уставу был обширен. Это основы арифметики и геометрии, грамматики, истории, географии, астрономии, механики, физики, даже архитектуры, не говоря уже о Законе Божьем. И все эти знания до учеников доводил один учитель. Естественно, он должен был иметь соответствующую подготовку.
Где же готовили учителей для народных училищ и церковно-приходских школ, которые появились в 1836 году? Учительниц готовили в специальных педагогических классах Белёвского и Тульского Епархиальных училищ, а учителей – в Белёвском и Тульском духовных училищах, в Тульской духовной семинарии, в гимназиях и Главном губернском училище.  

В Одоеве с давних пор существуют учительские династии Троицких, 
Никольских, Щегловых, Успенских, Соколовых, 
Рачинских и других. 
Основателем некоторых из них является одоевский протоиерей Михаил 
Иванович Щепетев. 

Родился он в Одоеве в семье священника, но кто были его родители, установить не удалось. Многие его потомки трудились и трудятся на ниве народного просвещения, создав своеобразное «учительское древо», корни которого уходят в XVIII век.   
За долгие годы в стране сложилась проверенная временем система образования, но в послереволюционные годы вместе с другими новшествами была попытка изменить и её. Вводился, в частности, «бригадный» метод обу-чения, основанный на самодисциплине, взаимной ответственности  и коллективизме учащихся, их самостоятельности.  Роль учителя при этом занижалась. Даже в официальных документах слово «учитель» заменялось аббревиатурой ШКРАБ – школьный работник.  Хотя метод имел много полезного, он требовал больших затрат времени и высокой ответственности. На деле же нерадивые ученики выезжали за счёт трудолюбивых. Постепенно метод себя изжил, хотя в разные годы были попытки его основы возродить в разных формах.  
Следующая волна перестройки образования возникла в середине 60-х годов XX века.                                                                                                           
 Всей стране были известны имена педагогов-новаторов. Каждый из них предлагал что-то полезное, что потом использовалось талантливыми педагогами, но из-за бездумного поспешного массового внедрения часто давали обратный результат. Учителям не оставалось времени и возможности работать с учениками индивидуально, т.е. учить их. В результате через некоторое время всё, как обычно, вернулось на круги своя.
Помню, как в середине 70-х в газете «Правда» появилась большая статья, в которой подводились итоги какого-то очередного эксперимента в начальных классах школ г. Риги. Оказалось, что ожидаемый положительный результат получен не был, кроме одного класса, в котором, правда, был старый опытный учитель.  То есть дело не в методе, а в учителе! Евдокия Фёдоровна Бобылёва постоянно напоминала тогда молодым учителям, чтобы они были не «урокодателями», а именно учителями-воспитателями.

 Последнее время идёт новая перестройка образования, теперь на основе широкого использования компьютерной техники и Интернета. Это открывает богатейшие возможности, но и таит ряд угроз. Опытные педагоги опасаются, что наряду с полезной информацией учащиеся будут легко получать бесполезную и даже вредную. Молодому неопытному человеку очень трудно отличить одно от другого, чем успешно пользуются наши недруги, всевозможными способами растлевая молодёжь.
Современный учитель обязан помочь ученикам разобраться в этом хаосе, поэтому сам должен уметь работать с техникой и быть осведомлён во всём не хуже их. Иначе все усилия не будут иметь смысла.
Иногда можно слышать, что роль учителя постепенно снижается. Это опасное заблуждение. Наоборот, она велика как никогда, ибо ошибка в воспитании сейчас может привести к непоправимым последствиям.
Часто учителей ставят в один ряд с медицинскими работниками. Это, наверное, правильно, т.к. медики растят здоровое тело человека, а учителя его интеллектуальное содержание. За то, что из него получится, ответственны те и другие.

 Всегда задачей школы считалось обучение и воспитание учащихся. Теперь же часто можно слышать, что школа должна выдавать «образовательный продукт», как колбасу или пельмени с конвеера. Какую же роль чиновники отводят учителю?
Традиционно школа давала учащимся знания. В новых условиях всеобщей компьютеризации школа должна научить получать эти знания, выбирая из потока информации нужные сведения и находя им правильное применение. А помогать ученикам в этом призван современный учитель.
Жители Одоева и руководство района высоко ценят труд учителей, по праву присваивая наиболее достойным звания «Почётный гражданин Одоева» (Е.Ф. Бобылёва, А.А. Селивёрстов, Е.В. Успенский, П.С. Щербаков, П.И. Курятов, В.В. Павлов) и «Гордость земли Одоевской» (В.В. Щербакова, Ю.В. Рачинский, Ю.Н. Никольский).

 Ещё в XIX веке  и позже многие учителя за свой труд награждались медалями (А.П. Богоявленский, М.В. Никольский, Е.П. Троицкая, В.Г. Успенский, Е.В. Успенский) и даже орденами (В.П. Никольский, М.В. Никольская, Е.Ф. Бобылёва), а также Почётными грамотами различного уровня - Министерства, области, района).  Присваивались звания «Отличник народного просвещения», «Заслуженный учитель школ республики» (Е.Ф. Бобылёва, Н.П. Свистунов, В.В. Щербакова, О.И. Ражева, В.С. Щербакова, Т.Д. Свистунова) и многие другие. 
Пожелаем же нашим народным учителям здоровья и успехов в их тяжёлом, но благородном труде в наше сложное время.  Ведь учитель это не работа, а  призвание, образ мыслей и жизни.
Невольно приходят на память  слова поэта: «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!».  
                                                                                                                                           Юрий НИКОЛЬСКИЙ


Возврат к списку

Написать в редакцию