• ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Поиск

Поиск

2024-04-27 16:30:08 · Общество

Вербное воскресенье: когда освящать вербу одоевцам и становится ли она святой

Вербное воскресенье: когда освящать вербу одоевцам и становится ли она святой
-

27 апреля и 28 апреля 2024 года все православные верующие отмечают сразу два праздника: Лазареву субботу и Вербное воскресенье, называемое в Церкви "Вход Господень в Иерусалим".

И накануне этих дней у одоевцев возникают такие вопросы: когда освящать веточки вербы, где их освящать и что делать со святой (освященной) вербой?

Вербу лучше приобрести заранее, до вечера Лазаревой субботы (27 апреля), ведь "освящают" веточки вербы в храмах во время вечерней службы именно Лазаревой субботы. Правильнее будет вербочку аккуратно срезать, а не ломать молодые побеги  с зеленовато-желтыми или белыми пушистыми комочками. Потому что калечить дерево - это не по-божески.

На самом деле фраза "освящение веток вербы" - имеет чисто бытовой, а не церковный смысл. Чин (то есть порядок, последовательность) действий, который проделывают в храмах над ветками вербы, очень короткий. Сначала священник крестообразно кадит на вербы ладаном, потом читает специальную молитву, затем окропляет веточки вербы святой водой. Причем в церкви наши вербочки получают торжественное имя: "вайи". Так в Евангелии называют ветви финиковой пальмы, и именно этими пальмовыми ветвями приветствовали иудеи Христа, въезжающего в Иерусалим более двух тысяч лет назад. Так вот, в молитве, которую священники читают над вербой, нет ни слова об освящении или благословении верб. Смысл этой молитвы сводится к словам: "… и нас, по подражанию онех (то есть нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани". Таким образом, Церковь видит в этом действии благословение, в первую очередь людей, несущих в руках ветви деревьев, а вовсе не самих веток вербы! Интересно, что кропление святой водой, которое совершается после прочтения молитвы, является поздней традицией, отражающей уже установившуюся практику.

 Таким образом, говоря "освящение веток вербы", мы искажаем суть церковного события, но поскольку фраза прижилась в быту, будем употреблять эту фразу и в нашем тексте, помня, что святыми веточки всё же не становятся. "Освященная верба" - это овеществленный символ, знак того, что мы приветствуем Спасителя, стоя и молясь в храме в праздник Входа Господня в Иерусалим.

Итак, первое "освящение" веток вербы происходит в храмах субботу вечером. Но поскольку желающих "освятить" вербу на вечерней службе субботы бывает так много, для тех, кто не успеет этого сделать, "освящение" веточек происходит и после Божественной литургии Вербного воскресенья.

"Освященные" вербы потом бережно несут домой, где ставят их у иконостаса. И хотя называть "освященные" ветки вербы святынями неправильно, принято относится к ним с благоговением, и, если они пожухли или сломались, вербные побеги не выбрасывают, а сжигают.

Что касается "традиций" бить, хлестать такими вербными ветками близких, чтобы, якобы, придать им здоровья, или подметать "святыми вербами пол в доме - ради благополучия и богатства", или настаивать эти ветки в воде (и даже на водке!), то все эти благоглупости - результат разгулявшейся фантазии авторов, и к Церкви они никакого отношения не имеют.

 По информации Российской газеты