• Тульская область, п. Одоев,
    улица Карла Маркса, д. 54
  • +7 (48736) 4-13-49
      odoevgazeta@tularegion.org
 
В русских традициях заложен смысл жизни народа 13.09.2021 12:07:00

В русских традициях заложен смысл жизни народа

У каждого народа – свои традиции, обычаи, обряды. Всё это исходит из глубины веков, передаётся из поколения в поколение. Конечно, в современном мире многое уходит на задний план, забывается, интерпретируется в нечто современное. Но знать о том, как жили наши предки, какие правила соблюдали, что почитали – просто необходимо. Ведь без прошлого – нет настоящего, как не будет и будущего.

Сохранить память, традиции русского народа, показать быт и уклад тех времён – одна из задач МБУК «Одоев – город музей». Сегодня одна из комнат музея отдана именно под экспозицию «Крестьянская изба». Хозяйствует здесь экскурсовод Любовь Вячеславовна Соколова.

- Я люблю всё это, народные традиции мне очень близки, - говорит Люба. - В каждом предмете – частица истории. Её надо бережно хранить. А ещё – надо так рассказать посетителям, чтобы их заинтересовать, чтобы они прониклись, чтобы сохранили в памяти. И только тогда наша история будет жить из поколения в поколение. И традиции русские будут передаваться.

А завлечь и увлечь в мир народных традиций Руси посетителей музея экскурсовод Любовь Вячеславовна действительно умеет. Стоит ей только облачиться в костюм русской крестьянки и начать рассказывать, как детей в колыбели укладывали, как обед стряпали, как шерсть пряли да на станке ткацком полотна ткали… И ты тут же забываешь, что живёшь в 21 веке. Так гармонично она смотрится и, самое главное, чувствует себя в этом окружении.

А все потому, что Любовь родилась и выросла в деревне Красёнки Одоевского района. О жизни на селе знает не понаслышке. Всё свое детство, отрочество и юность проводила в деревне с мамой, помогая вести домашнее хозяйство. Мама работала заведующей фермой. Для Любови не проблема подоить корову, помочь на сенокосе, ухаживать за лошадьми. Гордится своей мамой - Гаврилиной Валентиной Николаевной, которая воспитала шестерых детей. За что и награждена медалью «Материнская слава». С огромной теплотой Любовь вспоминает своё деревенское детство. Отсюда и знание традиций.

- Воду в деревне мы из колодца носили, - говорит Люба. – Практически также, как и крестьянки на Руси. Наберешь вёдра, на коромысло повесишь и несёшь. Вспоминая детство, решила показать сегодня, как это было много лет назад. Так родилась идея записи видеоролика под названием «Особая поступь». Просмотреть его можно в социальной сети ВК на страничке нашего музея.

А ведь и правда – у женщины, которая несёт воду в вёдрах на коромысле, поступь особая – горделивая, походка неспешная. Да и не «за водой» раньше ходили, а «по воду» - ведь за водой пойдёшь – не воротишься. А ещё старики учили молодых: под коромыслом не следует сгибаться, нужно не идти, а плыть!

- Два пустых ведра несёшь в левой руке, а коромысло в правой, - рассказывает Люба и показывает всё. - Вёдра наполнять надо до одного уровня. У колодца, когда вода налита, цепляешь сначала ведро на заднюю часть коромысла, затем на переднюю. Пройти даже небольшое расстояние, не окатив себя с головы до ног холодной водой, совсем непросто. По крайней мере у современной молодёжи это далеко не всегда получается. Тут нужна особая сноровка. А настоящие умелицы могли зачерпнуть воду из реки, не снимая ведра с коромысла!

А почему же по воду надо идти именно с коромыслом? Да потому, что являлось оно своеобразным оберегом. По древним поверьям в озёрах и реках жили водяные и разная нечисть. И чтобы защититься от неё и брали женщины коромысло. Так же коромысло являлось символом отношений мужчины и женщины. И как должна была девица соблюдать баланс дабы не пролить воду при ходьбе, так и в отношения с мужем она должна помнить, что условие баланса - это брак. А в нём обе половинки наполнены одинаково. И именно своей женской мудростью жена должна эту важную наполненность контролировать.

Долгими зимними вечерами на Руси женщины пряли и ткали. За зиму они должны были наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью до следующей зимы, так как все ходили в одежде, сшитой своими руками из домотканой ткани. В каждом доме, в каждой избушке в осенние дни пряли и ткали женщины. Учились они этому с раннего детства, и годам к шестнадцати девушка была настоящими мастерицами.

В крестьянской избе Одоевского музея есть и ткацкий станок, и прялки. Причём последние - и в рабочем состоянии. И наша мастерица не только рассказывает, но и показывает, как из шерсти овец нити спрясть.

- Шерсть после стрижки овец стирали, мяли, чесали, потом пряли нить, - неспешно рассказывает Люба, сидя за прялкой. - Для чесания шерсти применяли специальные щётки, изготовленные из деревянной основы с заколоченными в несколько рядов железными зубчиками. Из спряденных нитей делали ткань на ручном ткацком станке. Так и жили. Девочки с самого раннего возраста приучались к труду – помогали матерям. И именно в этот период будущие женщины перенимали традиции, нормы, правила поведения, принятые в обществе.

* * *

Когда я смотрела на вращающееся колесо прялки, невольно вспомнила бабушку. Она тоже зимними вечерами пряла шерсть. Неспешно, со скрипом крутилось колесо прялки. Из мягкого облака овечьей шерсти вытягивалась нить. Сколько нужно было ловкости и терпения, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть потянешь сильнее - она оборвётся, а чуть слабее - будет слишком толстой или неровной… И очень часто бабушка что-то напевала… В такие минуты на душе было легко, спокойно.

* * *

Есть в музее и старинные русские рушники. Издавна ими украшали быт, но кроме этого, рушник нёс в себе некое напоминание о родственных связях с предками. Ведь если посмотреть на вышитые узоры, то можно смело предположить, что это не просто красивые рисунки, а зашифрованная история о жизни предков. Существовало большое число разновидностей рушников, каждый из которых нёс свой смысл и имел чёткое предназначение. Но главными считались всего пять: родительский рушник, союзный, «божник», венчальный и хлебосольный.

Изготовление рушников считалось обязанностью невесты. Наши предки воспринимали рушник как полотно, на котором красной нитью изображалось прошлое, настоящее и будущее. Считалось, что, вышивая свадебный рушник, невеста вышивает своё семейное будущее, поэтому приниматься за вышивку позволялось только с благими мыслями и хорошим настроением.

На тех рушниках, что выставлены в экспозиции, вышиты надписи: «Каво люблю, таму дарю от чистого сердца». Наверное, наши предки всё делали от чистого сердца. От того и традиции только добро передают нам сегодня.

 Юлия РОМАШКИНА

 

 



Возврат к списку

Написать в редакцию