Одоевские музеи посетили туристы из Тулы
Музей усадьбу генерала А.Я. Мирковича и музей Одоевского княжества посетили туристы из Тулы в составе тура, организованного Тульским Музейным Объединением.
В гостях у «Тульских известий» – главный дирижер Тульского государственного хора Алексей Зайцев. Корреспонденты издательства поговорили с Алексеем Сергеевичем о творческом пути коллектива – его буднях и праздниках, традициях, о том, что для артистов хора всегда было главным.
1 февраля в концертном зале Тульской областной филармонии состоялся концерт «Февральские встречи», посвященный 105-летию со дня рождения народного артиста РСФСР Иосифа Александровича Михайловского, более 40 лет руководившего легендарным коллективом – Тульским государственным хором.
Тульский государственный хор (художественный руководитель – заслуженный артист Абхазии, профессор Александр Соловьёв, главный дирижёр – Алексей Зайцев) – старейший коллектив Тульской филармонии. В 1943 году при отделе искусств Тульского облисполкома был организован хор русской народной песни. В 1944 году на его основе возник профессиональный академический коллектив, который через год стал называться хором Тульской областной филармонии, а вскоре – Тульским государственным хором. Сегодня Тульский государственный хор – современный коллектив с обширным и разнообразным репертуаром, участник масштабных творческих проектов, а также всероссийских и международных музыкальных фестивалей.
В гостях у «Тульских известий» – главный дирижер Тульского государственного хора Алексей Зайцев. Говорить с Алексеем Сергеевичем будем о творческом пути коллектива – его буднях и праздниках, традициях, о том, что для артистов хора всегда было главным.
– Концерт «Февральские встречи» – важное для вас событие?
– Да, конечно: многие артисты нашего, и не только нашего коллектива помнят Иосифа Александровича. Хоровой концерт, посвященный памяти Михайловского, мы проводим ежегодно, и уже 2 февраля начинаем подготовку к «Февральским встречам – 2026». Формирование программы, репетиции и само выступление – полностью моя ответственность. Сейчас подбираю репертуар, думаю, чем сможем в следующем сезоне удивить публику, желающую слушать новую интересную музыку.
В этом году мы впервые исполняли вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского в переложении Алексея Ларина для хора, солистов, двух фортепиано и трёх групп ударных. Очень сложная задача. Если в оригинальной версии цикл исполняет вокалист, то переложение для хора – совсем другое: произведение приобретает масштабность, если хотите, монументальность. В «Февральских встречах» также звучали произведения Дмитрия Бортнянского, Сергея Рахманинова, хоровое переложение романса для двух женских голосов Аграфены Анитовой на стихи Александра Пушкина. Точнее на текст, который звучит в опере «Евгений Онегин» Петра Чайковского, это женский дуэт «Девицы-красавицы». Романс Анитовой, вероятнее всего, написан в конце 1830 – начале 1831 года. Во всяком случае, ноты поступили в продажу в Петербурге в марте 1831 года… Мы пели и современную музыку: Елены Юнек, Сергея Екимова, Михаила Серкова, обработки народных песен.
– «Февральские встречи» – не первый концерт хора в 2025 году?
– Да, календарный год у нас начался 4 января: мы выступали в проекте Тульской филармонии, уже ставшем традиционным, – «Рождество в Дворянском». Автор идеи программы – заместитель директора Тульской областной филармонии по творческим вопросам Алексей Симоновский, режиссер – Сергей Буряков. «Рождество в Дворянском» – программа необычная, она состоит из трех частей. Мы участвовали во второй части – мини-спектакле «Рождественский вертеп»: пели канонические духовные произведения и колядки.
Еще один интересный концерт: 12 января вместе с Денисом Мажуковым представили новую программу, в которой звучали композиции Дениса, его отца Алексея Мажукова и других отечественных авторов. 21-го января в рамках программы «Доступная филармония» мы выступали в концерте «Даргомыжский и его современники», где хор пел фрагменты из оперы «Русалка».
А 29 января мы – в составе большого сводного хора – участвовали в исполнении хоровой оперы Александра Чайковского «Сказ о Борисе и Глебе, братьях их Ярославе Мудром и Святополке Окаянном, о лихих разбойниках и добром народе русском» в рамках VI Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве. Премьера «Сказа…» с участием состоялась в феврале 2020 года на I фестивале искусств Юрия Башмета. Мы пели ее в пятый раз… Январь-февраль, как видите, у нас были очень насыщенными.
– Хоровая опера – необычный жанр. Как это выглядит?
– Представьте: большой сводный хор, олицетворяющий народ. Артисты стоят на месте, поют, при этом жестикулируют, произносят реплики. Еще два хора непосредственно участвуют в сценическом действии: народный хор Российской академии музыки имени Гнесиных изображает разбойных людей, хор Центрального пограничного ансамбля ФСБ России – бояр. Конечно, все в ярких костюмах, и наблюдать за происходящим очень интересно.
– Как хор Тульской филармонии оказался в таком масштабном проекте?
– Художественный руководитель нашего коллектива –художественный руководитель еще одного коллектива, Камерного хора Московской консерватории профессор Александр Соловьёв. Когда у него есть возможность пригласить свои коллективы к участию в интересных проектах, он это делает. 9 марта мы едем в Москву на открытие VIII Международного Великопостного хорового фестиваля, в котором принимаем участие ежегодно. Он традиционно проходит в Рахманиновском зале Московской консерватории. Часть произведений готовим для фестиваля специально, часть берём из своего концертного репертуара. На фестивале звучит великопостная литургическая и светская духовная музыка. Это серьёзный музыкальный фестиваль, на который приезжают хоровые коллективы из разных регионов страны. Участвовать в нём почётно, а достойно выступить – почётно вдвойне. Случайных, просто любопытствующих, неподготовленных слушателей здесь нет.
– На прошлой неделе в рамках проекта «Доступная филармония» состоялся концерт «Музыка в России от Петра I до Николая II».
– Это очень интересная программа, ее автор – Алексей Симоновский, и участвуют в ней несколько коллективов и солистов филармонии. Программа рассказывает об истории зарождения и развития светского музыкального искусства в России. На концерте звучала музыка русских и зарубежных композиторов XVIII – начала XIX веков. Наш коллектив исполнил Концерт № 2 Дмитрия Бортнянского, «Боже, царя храни» Алексея Львова – произведение, бывшее официальным государственным гимном Российской империи с 1833 по 1917 годы, хор «Огни погашены» из оперы «Алеко» Сергея Рахманинова и хоровую миниатюру «Посмотри, какая мгла» Сергея Танеева на стихи Якова Полонского.
– Вам предстоит участие в концертной программе, посвящённой 25-летию инструментального ансамбля «Легенда», ещё одного коллектива Тульской филармонии…
– Да, концерт состоится 29 марта. Опыт сотрудничества у нас уже есть. А 30 марта наш коллектив будет работать в программе, посвященной 340-летию Иоганна Себастьяна Баха. Концерт «Приношение Баху» станет своего рода единым полотном из произведений композитора в исполнении разных коллективов: ансамбля солистов Тульского филармонического симфонического оркестра под управлением Владислава Белоусова, солистов филармонии и солистов симфонического оркестра, фортепианного дуэта – Ирины Силивановой и Максима Пурыжинского и, конечно, нашего хора – у нас в этом концерте три номера. Вообще, прозвучит много ярких произведений, в том числе современников композитора. Они всегда дополняют представление о самом Бахе.
– Много ли у вас гастрольных выступлений?
– Достаточно. Сильные впечатления остались от фестиваля хорового искусства «Шнитке и современники», который проходил в 2023 году в Саратове. В нём участвовали шесть хоровых коллективов. В рамках фестиваля Тульский государственный хор исполнил сольную программу. Выступал наш хор и на Международном «Платоновском фестивале искусств», который ежегодно проводится в Воронеже и назван так в честь одного из самых самобытных отечественных писателей – Андрея Платонова. Мы участвовали в исполнении силами трёх хоров кантаты «Песни Гурре» Арнольда Шёнберга, написанной для солистов, чтеца, хора и симфонического оркестра – мощнейшего произведения, всегда имевшего успех у публики. Это было невероятно интересное выступление.
В ноябре 2024 года были в Улан-Баторе. Международный Фонд духовного единства народов организовал в Монголии XIX Международную благотворительную музыкально-хоровую программу «Голоса православной России», которая была посвящена 85-й годовщине победы советских и монгольских войск над японскими захватчиками на Халхин-Голе и 160-летию существования прихода Русской Православной Церкви в Улан-Баторе. Концерты состоялись в Русском доме и в Государственной консерватории в столице Монголии. В них принимали участие наш хор и Камерный хор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. На торжественном открытии программы присутствовали Чрезвычайные и Полномочные послы России, Вьетнама, дипломаты Беларуси, Индии, Лаоса. Перелёт – из-за разницы во времени – был очень тяжёлым. Мы вылетели из Москвы в ночь, прилетели по местному времени в 9 утра, так что остались без отдыха, а вечером – концерт. Но мы выдержали и довольны тем, какое впечатление произвели на зрителей.
– Два года назад Тульский государственный хор отметил 80-летие. Какие традиции, не имею в виду концертные, сложились за это время в коллективе?
– Отношение к работе, профессиональная ответственность, — это было заложено ещё Иосифом Александровичем. У нас репутация одного из самых дисциплинированных коллективов. И еще тульский хор отличает постоянство состава: две трети наших исполнителей работают больше 15 лет. Для творческого коллектива такая стабильность – большая редкость. Не могу при этом не сказать о ветеране Тульского государственного хора – заслуженном артисте России Якове Яковлевиче Нускольтере. Он работает в хоре более 50 лет, какое-то время был его директором. Более 50 лет в хоре поёт и Вера Сергеевна Струц… Мы очень гордимся и молодыми своими исполнителями и хотим, чтобы их было больше. Самой молодой участнице хора – 22 года. Она недавно окончила Тульский колледж искусств имени А.С. Даргомыжского и уже исполняет сольные партии.
– Но в вашем коллективе артистов всё-таки не хватает, и это проблема не только тульского хора, но и хоровых коллективов в других регионах.
– Уточню: проблема не в нехватке голосов вообще, а – в нехватке мужских голосов. Я всегда говорю: хор – это музыкальный инструмент, сложный и разнообразный. И струна здесь – каждый человек, а дирижёр – исполнитель. И искусство дирижёра заключается в умении собрать людей, объяснить им своё понимание конкретного произведения, сделать это понимание для них таким же своим и помочь зазвучать так, как нужно дирижёру. Но мы свои задачи решаем в любом случае, при необходимости приглашаем исполнителей из других коллективов.
– Какая из музыкальных площадок для вас самая ответственная?
– Любая концертная площадка – это ответственность – перед собой, перед зрителем. Артисты всегда работают с максимальной отдачей – и в Рахманиновском зале Московской консерватории, и в «Зарядье», и в ДК любого из районов Тульской области. В биографии хора был период, насыщенный гастрольными поездками, за это время тульский зритель о нас практически забыл, и потом пришлось потратить немало усилий, чтобы нашего слушателя вернуть.
Выступления на столичных площадках, в других регионах, конечно, очень важны – мы учимся, набираемся опыта, без этого невозможно профессионально расти. Но еще важнее для нас быть нужными своему городу, тульской публике…
Источник: Тульские известия
Музей усадьбу генерала А.Я. Мирковича и музей Одоевского княжества посетили туристы из Тулы в составе тура, организованного Тульским Музейным Объединением.
В Жемчужниковской библиотеке для читателей был представлен исторический портрет "Иоанн Грозный", посвящённый 495 - летию со дня рождения первого русского царя.
В последний выходные уходящего лета сотрудники МБУК «Одоев город-музей» провели творческое занятие, посвященное росписи и декорированию морской гальки. Каждый выбрал свою уникальную тему: от ярких морских пейзажей до изображений животных и даже персонажей анимэ.
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и
обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой
нажмите здесь.